При уверенности в своих навыках, терпении и внимательности можно и самому натянуть спицы на велосипеде.

Для качественной и точной регулировки велосипедных колес, необходимо обратиться к мастеру с высокой квалификацией и имеющему опыт выполнения таких работ. При уверенности в своих навыках, терпении и внимательности можно и самому натянуть спицы на велосипеде. 

Инструменты для натяжки спиц на велосипеде 

Чтобы натянуть спицы на велосипеде, необходимы инструменты: 

  1. Спицевой ключ – для закручивания и раскручивания ниппелей на спицах. Так как в различных моделях велосипедов применяются спицы разных диаметров, то и ниппеля имеют различные размеры. Поэтому применять нужно ключ, который точно подходит по размеру и не проскальзывает на гранях ниппеля. 
  2. Станок для правки и юстировки колес (при его отсутствии для регулировки и исправления деформаций можно использовать велосипед, перевернув его вверх колесами).  
  3. Зонтомер – для центровки обода колеса относительно втулки. 
  4. Измеритель силы натяжки спиц. 

При осмотре колеса могут обнаружиться спицы с очень слабым натяжением, то их следует подтянуть. На различных типах колес применяются рекомендуемые для эксплуатации значения натяжки спиц. Сила натяжения на переднем колесе делают немного меньше, чем на заднем, проверяя специальным измерительным прибором. 

Виды деформации колес на велосипеде

Во время эксплуатации велосипеда, спицы на колесе растягиваются, и теряется жесткость в соединении втулки с ободом. По этой причине могут возникнуть следующие виды деформаций: 

  • Боковые (восьмерки) деформации; 
  • Радиальные (эллипсы) деформации; 
  • Отсутствие центровки обода по отношению к втулке (зонт). 

Устранение таких повреждений производится с помощью натягивания или ослабления спиц. Стоит отметить, что спицы, расположенные справа, при натяжении смещают обод в правую сторону, расположенные слева – в левую сторону. 

Исправление бокового смещения (восьмерки) 

  1. Для устранения деформации, колесо устанавливают на станок для правки. Если такового нет, или деформация небольшого размера, оставляют на велосипеде, перевернув его вверх колесами. 
  2. На вращающемся колесе при помощи мела, приставленного к боковой поверхности обода, отмечают место образовавшейся «восьмерки». 
  3. С помощью спицевого ключа ближайшую к центру «восьмерки» спицу следует ослабить на 1/2 оборота. Две спицы, стоящие по обе стороны от центральной спицы, следует натянуть на такое же число оборотов. При натяжении спицы следует учитывать, что сила действует не только на данную зону приложения, но и на соседние зоны, но с меньшим усилием 
  4. Ослабляют спицы, идущие с той стороны, в которую направлена деформация, а спицы противоположной стороны необходимо натянуть. 
  5. Для лучшей «усадки» ниппеля в ободе колеса при повороте на ½ оборота, то следует поворачивать его на ¾ оборота, а затем возвратить на ¼ - назад. 
  6. Передвигаясь к краям деформации силу натяжения – ослабления (число оборотов) следует уменьшать. 
  7. Завершив эту стадию работ, следует прокрутить колесо и посмотреть, что получилось. При необходимости повторяют все операции до полного устранения деформации. 
  8. После исправления «восьмерки» следует «усадить» спицы. Для этого колесо снимают со станка или рамы велосипеда и, положив на пол, нажимают на места пересечения спиц руками поочередно по всем местам. Перевернув колесо, повторяют операцию. При проведении таких действий может слышаться характерный звук усадки спиц и ниппелей. После этого необходимо снова перепроверить колесо и, при необходимости, все поправит заново. 

Исправление радиального смещения (эллипса) 

  1. Для исправления такой деформации необходимо снять с колеса покрышку, камеру и флиппер (тонкая резиновая полоса, защищающая камеру от выступающих из ниппелей спиц). 
  2. Поставив колесо на станок или велосипед, с помощью мела, отмечают самую удаленную часть обода. 
  3. Определив ближайшую к центру деформации спицу, следует подтянуть на один оборот, а две рядом стоящие спицы – на 1/2 оборота. При такой операции обод приближается к втулке, не нарушая равномерность натяжения. 
  4. Прокрутив колесо, находят очередной участок деформации обода и устраняют его описанным выше способом. 
  5. Выполняя такие действия, добиваются наиболее округлой формы колеса. 
  6. Если при уже выправленном колесе натяжка спиц еще не достаточна, то все ниппеля следует закрутить на одинаковое количество оборотов. 
  7. После исправления деформации эллипса, как и при исправлении «восьмерки», следует «усадить» спицы и, при необходимости, произвести соответствующие регулировки. 

Регулирование зонта

  1. После исправления боковых смещений («восьмерок») необходимо произвести проверку «зонта». Для этого зонтомер устанавливается на оси колеса. Его опорные плоскости («ноги») обязаны прикасаться к ободу, а - ось должна совпадать и соприкасаться с указателем центра. 
  2. Проверяют правильность «зонта» в нескольких точках по окружности обода. 
  3. Перевернув колесо, проверяют «зонт» с другой стороны. Если обод колеса смещен от центра втулки, то опорные плоскости будут касаться обода, а центральный указатель – нет, или на оборот: центр зонтомера касается оси, а «ноги» - нет. 
  4. В этих случаях следует подтянуть спицы соответствующих сторон, и сместить обод в ту или другую сторону. Для смещения обода вправо подтягивают спицы с правой стороны, если смещение нужно произвести влево – натягивают спицы с левой стороны. Производить натяжку следует равномерно (на одинаковое количество оборотов) по всей окружности. 
  5. При исправлении «зонта» могут образоваться «восьмерки», которые следует исправить и проверить на станке для юстировки. А также нужно проверить обод на наличие эллипса и также устранить деформацию. 
  6. Из-за конструктивных особенностей, «зонт» на заднем колесе отличается от «зонта» переднего колеса, и проходит посередине между наконечниками втулки. 
  7. С правой стороны на заднем колесе силу натяжения спиц делают больше, чем с левой стороны. Натяжение спиц с левой стороны определяется не ее силой, а равномерностью. 
  8. Правильное расположение «зонта» можно определить по размеру зазора от обода до тормозных колодок. Для этого колесо устанавливают на велосипед и замеряют зазор между колодкой и ободом, а затем переворачивают его, и сравнивают зазор. Размер зазоров должен быть одинаковым. 

Как заменить сломанную спицу 

  1. Для замены сломанной спицы (нескольких спиц) с колеса снимают покрышку, камеру и флиппер, и удаляют обломок. Если замене подлежит спица со стороны кассеты звездочек, то кассету также следует снять. 
  2. Новую спицу устанавливают в отверстие втулки и, слегка изогнув, протягивают в отверстие на ободе. 
  3. Новая спица должна в точности повторить схему спицевания колеса. 
  4. На резьбовую часть накручивают ниппель и производят натяжку. 
  5. При поломке нескольких спиц, подобные операции проводят с каждой спицей, строго соблюдая рисунок спицевания колеса. 
  6. Заменив спицу (или несколько спиц), производят устранение «восьмерки», а также «усадку» спиц. 

Сборка велосипедного колеса 

Во время эксплуатации обод велосипедного колеса может получить деформацию, при которых его придется заменить или подвергнуть рихтовке. Также может произойти износ втулки и ее необходимо заменить новой. В этих случаях колесо подлежит полной разборке и в последующей сборке. При самостоятельном выполнении работ, перед разборкой, следует изучить, в каком спицевом наборе собрано колесо. Существует несколько вариантов спицевания велосипедных колес. Большинство велосипедных колес имеют расположение спиц приближающихся по касательной к фланцу, обеспечивая колесу большую жесткость при различных нагрузках. Это приближение достигается с помощью пересечения спиц при сборке колес. Количество пересечений («крестов») зависит от количества спиц, чем их больше, тем больше «крестов». Наиболее используемой является трех - крестовая спицовка, которая применяется для 36 – спицевых колес. 

Самостоятельную сборку колеса выполняют в следующем порядке: 

  1. Для более легкого вращения ниппелей в отверстиях обода, резьбу и соответственно отверстия смазывают машинным маслом или другой смазкой жидкой консистенции. Это дает возможность натянуть спицы достаточно сильно. При сборке колес с «зонтом» большого размера (заднее колесо) смазываются спицы с правой стороны. 
  2. Отверстия для спиц на фланцах втулки имеют зенковку, которая при сборке предназначена для загиба на спицах и лучшего прилегания их к фланцу. 
  3. Спицу проводят в отверстие на фланце так, чтобы головка спицы находилась с наружной, а сама спица – с внутренней стороны фланца. 
  4. Резьбовую часть первой спицы проводят в первое отверстие на ободе со смещением в правую сторону, и которое расположено правее отверстия для золотника и накручивают ниппель на пару оборотов. 
  5. Эта спица называется ключевой и определяет расположение остальных спиц в колесе. 
  6. На заднем колесе ключевая спица должна располагаться со стороны кассеты звездочек и иметь направление обратное вращению колеса. Также эта спица и все остальные направленные в обратную сторону вращения, называются приводными (в других источниках – хвостовыми). 
  7. Через одно отверстие во фланце от ключевой спицы вставляют следующую спицу и заводят ее в обод в четвертое отверстие от ключевой и накручивают ниппель. 
  8. Повторив такую операцию с остальными спицами первой группы, следует проверить правильность сборки. В итоге все спицы должны располагаться с внутренней стороны правого фланца и между ними должно быть одно свободное отверстие. С ободом спицы соединяются через отверстие с правосторонним смещением и между ними должно быть три свободных отверстия. 
  9. Для установки следующей группы спиц следует перевернуть колесо. Колесо располагают так, чтобы отверстие под золотник находилось сверху, а слева от него располагалась ключевая спица. 
  10. При внимательном осмотре фланцев на втулке, будет видно, что отверстия для спиц на одном фланце смещены относительно отверстий другого на полшага. 
  11. Первую спицу второй группы устанавливают так, чтобы она располагалась с левой стороны от ключевой спицы и не должна пересекать ее. 
  12. Если ключевая спица установлена через одно отверстие от золотникового отверстия, тогда первая спица второй группы располагается с правой стороны от ключевой. 
  13. Соблюдая эти условия, устанавливают остальные спицы второй группы и закрепляют на них ниппеля. 
  14. Теперь, после установки всех приводных спиц с левой стороны, на ободе должны чередоваться два свободных отверстия и два отверстия со спицами, идущими на фланцы втулки с внутренней стороны. 
  15. Установку натяжных (по некоторым источникам – лидирующих) спиц начинают с правой стороны колеса. Для этого колесо переворачивают и проворачивают втулку по часовой стрелке так, чтобы спицы образовывали касательные к втулке. 
  16. В свободное отверстие в правом фланце вставляют спицу так, чтобы ее головка была с внутренней стороны, а сама спица проходила с наружной стороны фланца. 
  17. Делая трех – крестовой набор, проводят спицу к ободу с пересечением двух приводных спиц с наружной стороны. Третье пересечение делают с внутренней стороны, слегка изогнув спицу, и заводят в сводное отверстие обода с правым смещением. 
  18. Соблюдая такие условия, устанавливают остальные спицу третьей, а затем и четвертой групп. 
  19. Завершив установку всех спиц, колесо следует проверить на по очередность направления спиц через одну к правому и левому фланцам втулки. 
  20. На собранном колесе производят начальную регулировку спиц, закручивая все ниппеля на одинаковую величину. Например: концы спиц будут находиться на уровне шлицов на шляпках ниппелей или, чтобы на всех спицах оставалось равное количество витков. 
  21. Основным пределом при этом можно считать равномерное натяжение всех спиц, но в то же время они должны быть относительно свободными. 
  22. После этого спицы следует выпрямить. Для этого в нескольких сантиметрах от фланца следует по очереди нажать на все спицы. 
  23. Настройку колеса производят, установив его на станок для юстировки. Начиная от отверстия для золотника по очереди, подтягивают каждый ниппель на одинаковое число(1 – 1,5) оборотов, придавая колесу жесткость. 
  24. При регулировке заднего колеса, следует учитывать, что «зонт» должен быть смещен, а спицы правой стороны натянуты сильнее, чем левые. Для начала достаточно ниппеля с правой стороны завернуть на 2 – 3 оборота. 
  25. Окончательную натяжку производят подкручиванием ниппелей на один оборот, начиная от золотникового отверстия по всей окружности, а затем, уменьшая это количество с каждым оборотом колеса. 
  26. Для придания правильной формы колесу, необходимо постоянно следить за образованием «восьмерок» и «эллипсов», за правильностью расположения «зонта» и силой натяжения спиц. Методы устранения этих деформаций описаны выше. 
  27. Устранив все деформации перед установкой колеса на велосипед, следует снять напряжение – произвести усадку спиц. Все пересечения спиц обязаны «притереться» друг к другу, изгибы спиц плотно прилегать к фланцам втулки, а ниппеля занять свои окончательные места на ободе колеса.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Коментарии: