До того как начать установку дисковых тормозов на велосипед, неплохо бы было немного ознакомиться с принципом работы этого устройства.
До того как начать установку дисковых тормозов на велосипед, неплохо бы было немного ознакомиться с принципом работы этого устройства.
Принципиально тормозная система состоит из следующих компонентов:
- Ручка тормоза
- Гидролиния
- Тормозной диск (он же ротор)
- Калипер - узел, состоящий из бачков с тормозной жидкостью, находящейся под давлением, а также двух соприкасающихся с ротором тормозных колодок
- Адаптер, часть тормозной системы с помощью которой калипер прикрепляется к велосипедной раме
По мнению конструкторов, гидравлическая тормозная система во многом превосходит свой механический аналог. Объяснение этому весьма простое, тормозная жидкость в гидролинии не может быть сжатой или деформированной, что часто случается с обыкновенным механическим тормозным тросиком. С точки зрения конструктивных особенностей гидравлические тормозные системы принято разделять на две группы: открытые и закрытые. Последние нуждаются в периодическом регулировании в ходе эксплуатации. Такая регулировка необходима, например, при сильном изменении температурного режима, вследствие которого изменился объем тормозной жидкости в бачках, необходимо произвести регулировку тормозных колодок. Также же точно регулировка необходима и при механическом износе колодок. В тормозных системах открытого типа таких проблем нет, поскольку в системе предусмотрен расширительный бачок с тормозной жидкостью и регулировать тормоза из-за влияния внешних факторов не надо.
Плавность движения и сила сцепления колодок с ротором обеспечивается поршнями в калипере, причем этот показатель находится в прямой зависимости от количества поршней. Прежде чем делать покупку тормозной системы (вернее какой-либо определенной ее модели) есть смысл пообщаться с людьми, у которых она уже установлена, и сделать вывод подходит ли эта модель под предполагаемый стиль катания. Для занятий кросс кантри хорошим вариантом будут плавные и легкие тормозные системы, а вот для даунхилла или фрирайда нужны системы мощные с четкой фиксацией, в дертджампинге используются в основном системы с плавным ходом, легкие и в то же время мощные.
Как правило, после первичной настройки, колодки всегда занимают правильную позицию по отношению к тормозному диску. Однако если в системе всего один поршень, то сбивание настроек положения колодок вполне вероятно. По этой причине такие системы требуют постоянной регулировки, точно так же как и их механические аналоги. К такой, не самой лучшей модели, относится часто встречаемая среди велосипедистов-любителей гидравлическая Hayes Sole.
Подготовка тормозной гидравлической системы открытого типа состоит из следующих действий:
- Первая операция - это заливка масла в систему. В Shimano в систему заливается масло (минеральное), в системы от Avid, Helix, Hayes применяется тормозная жидкость
- Вторым шагом должна стать прокачка, суть которой заключается в выдавливании пузырьков воздуха из гидравлической системы
- Теперь надо выставить калипер. Это надо сделать так, чтобы колодки не цеплялись за тормозной диск (ротор)
В случае установки гидравлической системы надо:
- Все тормозные рукоятки на руле четко фиксируются (для этого используется шестигранник)
- Ротор крепится на втулку и затем колесо ставится на свое место
- Хорошо закрепляется переходник
- Теперь очередь установки калипера, однако, его не стоит затягивать окончательно
- Нажатием ручки тормоза можно проверить, на сколько свободно ходят тормозные колодки при нажатии
- При зажатии диска колодками калипер найдет свое оптимальное место. Прокручивая колесо вперед назад можно более точно определиться с местом фиксации калипера
- Затягивая болты, закрепляется калипер
- Производится прокачка системы, 15-20 резких нажатий
- Отпустив ручку тормоза, следует прокрутить колесо, для определения отсутствия трения деталей. В противном случае болты отпускаются, и проводится регулировка положения частей механизма.
Коментарии: