Вело культура - как вид массового увлечение появилась далеко не вчера. Этому способствовала целая история.

История возникновения современной велокультурыСегодня наличием велосипеда никого не удивишь: мобильный, легкий, скоростной вид транспорта в буквальном смысле захватил весь мир. Это можно утверждать без преувеличения: где-то больше, где-то меньше, но число велолюбителей постоянно растет. 
Все чаще мы читаем новости, как в том или ином городе проводятся масштабные велосипедные туры, как в благотворительных целях под знаменами общественных организаций проходят акции, так называемые «велоэкшены», прокатывающие сотни и тысячи километров, преодолевающие границы государств. В Европе никого не удивляет, что городской мэр каждое утро ездит на работу на классическом велосипеде, с удовольствием прокручивая педали. Велосипедный спорт на сегодняшний день достиг огромных высот, велогонщики славятся своей непоколебимой волей, крепким духом и тренированным телом.

Изобретение велосипеда

Разумеется, так было не всегда, у всего на свете есть своя история. Современная велокультура тесно связана с возникновением велосипеда, как такового. «Зачем заново изобретать велосипед?» – слышали, наверное, такое выражение? Действительно, зачем? Все гениальное до смешного просто: в движении – жизнь. Желание у людей жить на всю катушку и породило такое чудо механики, как велосипед.

Вообще, идея передвижения с помощью мускульных усилий весьма стара. Это и различные по форме и весу повозки, всевозможные коляски, появившиеся практически одновременно во многих странах мира уже очень давно. Россия также не осталась в стороне. В 1801 году нижнетагильский крепостной парень по имени Ефим Михеевич Артамонов, смастерил первый в истории двухколесный велосипед из цельного металла. Весило это чудо технического прогресса около 40 килограммов. Ведущее переднее колесо первого велосипеда в диаметре 1 метр, несло на себе также шатуны и педали, а диаметр заднего колеса был вдвое меньше переднего. В высоту первый велосипед достигал полтора метра. Именно на нем самобытный творец прикатил в Москву прямо на церемонию коронации царя, происходившую на Сокольническом поле. Артамонову пришлось одолеть бездорожье длиной в 5 тысяч километров. Однако это не помогло смелому изобретателю: патента он так и не получил, зато обрел крепостную свободу для себя и семьи.

Другая историческая версия считается более достоверной, поскольку имеет даже документальные подтверждения. В 1817 году немецкий ученый Карл фон Дрез придумал интересное сооружение, которое назвал «машиной для ходьбы». По сути, это был еще не совсем велосипед, а небольшой деревянный самокат на двух колесах. В дальнейшем его стали именовать «дрезиной» в честь создателя. Изобретение получило официальный патент в 1818 году.

Британцы пошли дальше, в том же году они немного доработали дрезину и, вдохновившись результатом, стали активно эксплуатировать новое и странное на вид транспортное средство. Чуть позже к дрезине присоединили седло с педалями, это было сделано с помощью стержней из железа и шатунов, цепного механизма еще не придумали. Затем, в середине века англичанин Томпсон изобрел первую надувную шину, однако она оказалась непрактичной и об этом вновь забыли. В 1863 году в Париже появился первый велосипед, вышедший из-под рук мастера-колясочника Пьера Лалмана. Этот человек решил прикрутить к переднему колесу дрезины педали. Затем начался период массового изготовления велосипедов силами братьев Оливье.

Теперь дрезина была оснащена металлическим каркасом. Так, год за годом велосипед обрастал новыми деталями, совершенствовался: скоро разработали удачную конструкцию колеса с металлическими, а не деревянными спицами. Одно время велосипед представлял собой более чем странное сооружение, к тому же неустойчивое: кто-то додумался увеличить переднее колесо, а седло разместить прямо на нем!

К концу 19 столетия был придуман цепной механизм, а также разработан первый складной велосипед. 1884 год можно назвать стартом более привычного для нас вида велосипеда с практически одинаковыми колесами, цепью и седлом, расположенным между колесами. Такая идея – более безопасная для езды, принадлежала некоему Джону Старли. Изобретение было именовано «Скитальцем» – «Rower». В то самое время возникла велосипедная фирма Ровер, в дальнейшем, вплоть до 2005 года выпускавшая еще и автомобили, пока не обанкротилась.

В 90-х годах 19 века появились первые каучуковые покрышки, благодаря которым чуть смягчалось ощущение тряски – шотландец Джон Данлоп довел эту идею до совершенства, обеспечив себе и своему роду безбедное существование, ведь даже сегодня покрышки на авто Dunlop считаются одним из наиболее надежных мировых брендов.

Немногим позже появились настоящие тормоза, а до этого был свободный ход. В начале 20 века придумали первую версию переключателя скоростей, однако совсем непрактичную: для того, чтобы перейти на другую скорость, нужно было всего лишь остановиться, снять цепь, открутить заднее колесо, перевернуть, надеть колесо и цепь. В 1903 году появился «планетарный механизм» переключения скоростей, на основе которого в дальнейшем был придуман автомобильный дифференциал. Привычная нам система передач, была разработана усилиями итальянского гонщика Туллио Кампаньоло уже в 1950 году.

С того момента велосипед принял знакомое всем нам обличье. Изменения происходили, но они касались в основном материальной базы. Например, в 70-х годах рамы стали изготавливать из титана, затем из углепластика, введение альтернативных механизмов переключения скоростей – в 90-х годах появилась индексная система передач.

Автомобильная индустрия на время вытеснила велосипеды, они стали менее популярны, однако с конца 60-х годов прошлого века велокультура пошла вверх и произошло это во многом из-за пропаганды здорового образа жизни, ведь чтобы жить, человек просто обязан двигаться, а велосипед заставляет это делать! Кроме того, экологическая ситуация во всем мире принимает все более ужасающий вид, а велосипед, который не сжигает кислород выхлопными газами, – наиболее приемлемый с экологической точки зрения транспорт.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Коментарии: